Направления национальной образовательной инициативы
«НАША НОВАЯ ШКОЛА»:

Переход на новые образовательные стандарты

В 2011/2012 учебном году с 1 сентября во всех школах России началась реализация нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Перспективный план перехода на ФГОС нового поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
  • требований к результату образования,
  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
  • требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы.

В новом Стандарте содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

  • личностным (готовность и способность к саморазвитию,
  • сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),
  • метапредметные (умение учиться),
  • предметные умения.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД).

Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится...». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться...».

Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы.

Система поддержки талантливых детей

Направления:

  • создание специальной системы поддержи сформировавшихся талантливых школьников;
  • создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка;
  • стимулирование и выявление достижений одаренных ребят.

В рамках первого направления развивается сеть образовательных учреждений круглосуточного пребывания, в особенности для поддержки одаренных школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Широко распространяется опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России, учет ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности. Для таких детей организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшийся потенциал одаренности.

В рамках второго направления расширена система олимпиад и конкурсов школьников, возможности дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, вводится механизм учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы.

Широкое распространение должна получить деятельность заочных и очно-заочных школ для старших школьников, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям.

В направлении стимулирования одарённых детей в соответствии с указом Президента России победители российских и призёры международных олимпиад получают премии по 60 тыс. руб., победители региональных и призёры российских олимпиад - премии по 30 тыс. руб. Часть лауреатов премии отбирается федеральным центром из числа призёров международных и победителей всероссийских олимпиад среди школьников, учащихся профобразования, студентов, а также из числа победителей и призёров общероссийских мероприятий с молодёжью, предлагаемых федеральными органами исполнительной власти и общероссийскими (международными) общественными объединениями.

Вторая часть лауреатов премии талантливой молодёжи определяется субъектами Российской Федерации. Количество премий для каждого региона определяется пропорционально численности молодёжи в возрасте 14-25 лет.

В соответствии с правилами присуждения премий талантливой молодёжи отбор кандидатов второй группы производится по пяти номинациям:

  • социально-значимая и общественная деятельность;
  • научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность;
  • профессиональное мастерство; художественное творчество; а также любительский спорт.

Сведения об обладателях премий и стипендий в рамках поддержки талантливой молодёжи размещены на странице «Достижения учащихся».

Развитие учительского потенциала

В последние годы сложилась система моральной поддержки отечественного учительства. Помимо традиционных конкурсов педагогов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др.) сложился масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Эффективные способы работы лучших учителей находят распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Еще одним стимулом качественного педагогического труда является новая аттестация педагогических и управленческих кадров. Обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в которых занимают профессиональные педагогические компетентности.

В школе 80% учителей имеют квалификационные категории, 12 педагогических работников имеют звание «Почётный работник общего образования».

Среди лучших учителей Российской Федерации учителя МБОУ СОШ №13 г. Белгорода:

Кириченко О.И. Новаков А.П. Устинова Т.М.
В 2006 году победителем признан КИРИЧЕНКО ОЛЕГ ИВАНОВИЧ, учитель истории, обществознания и права, почётный работник общего образования. В 2007 годуНОВАКОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ, учитель экономики. В 2008 годуУСТИНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА, учитель начальных классов.

Современная школьная инфраструктура

Облик школ, как по форме, так и по содержанию, значительно меняется.

Существенным образом обновлены нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учащихся и требования к обеспечению школьной безопасности.

К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести и развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Взаимодействие с музеями позволяет не только расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание учебных предметов, но и создает ориентиры для совершенствования учреждений культуры, стимулирует их к организации интерактивных выставок, эксплуаториумов, диалоговых экскурсий и прочих.

Здоровье школьников

При установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание уделяется качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.

Это, в свою очередь, предполагает наличие таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

В направлении обеспечения здоровья школьников разработаны:

  • новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
  • рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.

Обновлены:

  • действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, относящиеся к системе общего образования;
  • механизмы и регламенты отслеживания и поддержки здоровья школьников;
  • требования по обеспечению безопасности образовательных учреждений;
  • строительные нормы и правила; типовые проекты школьных зданий, адекватные современным требованиям к организации образовательной среды;
  • практики организации обслуживания школьного хозяйства, организации подвоза школьников к месту учебы;
  • механизмы взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта.